Регистрация недвижимости в 2018 году
В этом году на рынке недвижимости активно обсуждают новшества, связанные с регистрацией объектов. Приняты новые нормативно-правовые документы, и теперь многие процессы стали удобнее, однако есть и нюансы, которые беспокоят собственников. В этой статье мы рассмотрим, чем регистрация недвижимости 2018 года отличается от прежних правил, озвучим последние нововведения в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и расскажем, как надо действовать тем, кто собирается покупать или продавать квартиру, дом или другую недвижимость.
Коротко о главном
Содержание статьи:
Сначала – обзор новшеств. Начнем с того, что сроки получения необходимых бумаг (по кадастру и при регистрации) сократили вдвое: отличная новость! Всего за десять дней можно получить все документы. Но если сделка проводится через многофункциональный центр, срок, наоборот, увеличен на 2 дня. Но есть и другие новинки:
- Подавать документы на регистрацию можно из любой точки страны: Росреестр теперь принимает обращение и по месту жительства, и по месту фактического пребывания. А вот пользоваться в данном случае услугами МФЦ другого региона нельзя.
- Регистрация недвижимости 2018: взаимодействие с органами становится проще. Зафиксированы две равнозначные формы коммуникаций с госструктурами: личное присутствие либо подача заявок и документации через сайт Госуслуг.
- Росреестр по решению суда может менять документы, даже не уведомляя владельца.
- ЕГРН становится единой базой, где сведения будут храниться постоянно, даже после завершения сделки и выдачи всех документов на руки собственникам.
- Если в госорганах допустили ошибки в документации на объект, владелец может потребовать компенсацию (до миллиона рублей). Сумму ущерба будет определять суд.
Это в общем. А теперь перейдем к главному: как именно изменился порядок регистрации недвижимости в этом году?
Теперь проще и без очередей
В этом году госрегистрация станет простой и быстрой. Власти ожидают, что около 90% всех сделок теперь будет зарегистрированы через МФЦ или в онлайне.
Как вы, наверное, знаете, в России право собственности при проведении сделок фиксирует Росреестр. Туда же и подаются документы. Речь не только о купле-продаже: имеется ввиду любой переход права собственности: наследование, дарение, мена.
Итак, что же делать участникам сделки, как выглядит процесс в целом?
- Готовим пакет бумаг (они разнятся в зависимости от типа сделки).
- Подаем заявление и бумаги в Росреестр, оплачиваем госпошлину.
- Сотрудники Росреестра либо иной контролирующей инстанции проводят первичную проверку документации, проверяют законность сделки.
- Если все в порядке: новые сведения вносят в реестр в течение пяти дней.
- В документах на объект недвижимости ставят отметку о сделке.
- Тот, кто писал заявление, идет и получает свидетельство о праве владения на руки.
Регистрация недвижимости: базовый пакет бумаг
Как мы уже уточнили выше, в зависимости от типа сделки вам понадобятся разные документы для регистрации. Но если вы соберете все ниже перечисленные документы и справки, этого, скорее всего, будет достаточно во всех возможных случаях. И так вы ускорите процедуру. Специалисты «АЯКС» рекомендуют собрать следующее:
- заявление (надо заполнить на сайте Госуслуг или лично в Росреестре);
- паспорт продавца (владельца), паспорт покупателя;
- если есть посредники – доверенность на каждого;
- договор, удостоверяющий право нового владельца;
- бумага, которая удостоверяет отчуждение объекта: договор купли-продажи, мены, дарения, бумаги о передаче наследства, решения суда;
- паспорта объекта: кадастровый, технический;
- если в сделке фигурирует объект, полученный (приобретенный) в браке: разрешение на проведение сделки от супруга;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Имея на руках вышеперечисленные бумаги, вы сможете быстро и без проблем пройти процедуру регистрации недвижимости, которая благодаря новшествам 2018 года, стала гораздо проще: особенно если использовать электронные формы сайта Госуслуг.
А если вы понимаете, что времени – совсем мало и переживаете о том, чтобы все прошло гладко, можете доверить регистрацию специалистам: к примеру, в «АЯКС» сделки проводят очень оперативно и качественно.
Словарь для проведения сделки
Если же вы сами планируете все делать через МФЦ, мы подготовили для вас небольшой «словарь» понятий, с которыми должен быть знаком каждый, кто покупает или продает жилье.
ЕГРП – Единый Государственный Реестр Прав на объекты недвижимости. Это единая база, куда вносят данные обо всех правах собственности на все объекты. Причем как действующих, так и прекращенных? То есть там, например, есть информация о том, сколько раз, кому переходила квартира, есть ли на ней обременения. Кроме того, в ЕГРП фиксируют все сведения об объекте (адрес, тип, площадь и т.д.)
ЕГРН – Единый Государственный Реестр Недвижимости. Это общая база данных, где объединена информация из ЕГРП и системы учета объектов недвижимости.
Росреестр (либо Регистрационная палата) – Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
УФРС (Управление Федеральной Регистрационной Службы) – местное представительство Росреестра. Именно там определяют, как именно пройдет процедура регистрации права собственности на квартиру.
ФКП (Федеральная Кадастровая Палата) – структура УФРС, которая регистрирует права и сделки с недвижимыми объектами. Она же ведет кадастровый учет всех объектов на подведомственной территории, вносит сведения о них в базы данных.