В Москве охотнее строят жилую недвижимость, нежели коммерческую
Не так давно группа компаний ПИК, девелопер со штаб-квартирой в Москве, выкупила сразу 2 участка в сети О’Кей под строительство жилой недвижимости…
Это вызвало бурные обсуждения.
Отказ от возведения коммерческих объектов признак приближающегося кризиса. Ритейлеры не прогнозируют спроса, поэтому не спешат строить новые гипермаркеты. Да и в последние годы явно наблюдается тенденция: покупатели чаще ходят в магазины у дома, нежели в торговые центры, чтобы сэкономить.
К слову, большие гипермаркеты (О’Кей, Ашан) ориентированы в первую очередь на средний класс, в то время как Пятерочка, Дикси на людей, для которых решающим фактором при выборе товара будет цена, а не ассортимент.
Учитывая то, что после кризиса 20142015 гг. представителей среднего класса поубавилось, спрос на продукцию в торговых сетях стал меньше.
Почему именно жилая недвижимость?
— Строительство коммерческих объектов это замороженные деньги, ведь такие инвестиции дольше окупаются. Чтобы вводить новые торговые объекты, надо точно знать, что спрос не уменьшится. А сейчас ритейлеры в этом не уверены.
В то же время жилая недвижимость окупается быстрее, ведь люди покупают квартиры еще на этапе строительства.
— Вложения в коммерческие объекты возвращаются за счёт рентабельности бизнеса, а в жилые благодаря ипотеке.
Покупательская способность сейчас снизилась, как и посещаемость покупателями торговых центров. Из-за этого у арендаторов торговых площадей возникают трудности с выплатой аренды, и девелопер, естественно, не получает прибыль.
С жилой недвижимостью дело обстоит иначе. Деньги на ипотеку берутся в банке, а спрос на новостройки зависит не столько от ситуации в экономике, сколько от кредитных учреждений будут ли банки продвигать ипотеку. Отсюда парадокс: покупательская способность населения падает, но квартиры в ЖК уходят, как горячие пирожки.
К слову, снижение покупательской способности может быть спровоцировано и востребованностью ипотечных средств: когда люди берут кредит на жилье в банке, им приходится экономить на остальном.
Наконец, нельзя забывать о том, что жилая недвижимость более емкий сегмент, ведь спрос на офисные и торговые помещения удовлетворить намного легче.